01.07.2015

Последние нововведения в сфере правового регулирования режима оккупированных территорий

В этом выпуске:

  • Специфика правового режима военного положения
  • Порядок въезда в Крым и выезда из Крыма
  • Изменение условий ведения экономической деятельности на оккупированных территориях

1.       Специфика правового режима военного положения

11.06.2015 г. вступил в силу Закон Украины «О правовом режиме военного положения», который закрепляет процедуру ввода военного положения, а также особенности функционирования государственных органов, органов местного самоуправления и граждан и предприятий в условиях военного положения.

В соответствии со ст. 1 нового закона, военное положение – это особый правовой режим, вводимый в Украине или в отдельных ее местностях в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию, военным администрациям и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угрозы, отпора вооруженной агрессии и обеспечения национальной безопасности, устранения угрозы опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности, а также временное, обусловленное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений.

На территориях, на которых введено военное положение, для обеспечения действия Конституции и законов Украины, обеспечения вместе с военным командованием введения и осуществления мер правового режима военного положения, обороны, гражданской защиты, общественного порядка и безопасности, охраны прав, свобод и законных интересов граждан могут образовываться временные государственные органы – военные администрации. Такие администрации создаются в одном или нескольких населенных пунктах (селах, поселках, городах), в которых соответствующие советы не осуществляют возложенные на них законодательством полномочия, в том числе, в результате фактического самороспуска или самоустранения от исполнения своих полномочий или их фактического неисполнения.

Полномочия военных администраций включают, кроме прочего, установление ставок местных налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Украины, если решение соответствующего совета по этим вопросам не принято, установление в порядке и пределах, определенных законодательством, тарифов на бытовые, коммунальные (кроме тарифов, которые устанавливаются национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг), транспортные и другие услуги, осуществление управления имуществом, находящимся в коммунальной собственности соответствующей территориальной громады (за исключением решения вопросов отчуждения, в том числе и путем приватизации коммунального имущества и предоставления коммунального имущества в аренду на срок свыше одного года).

Следует отметить, что закон предусматривает, что в условиях военного положения могут быть внедрены, в том числе, следующие меры правового режима военного положения: использование мощностей и трудовых ресурсов предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности для нужд обороны, изменение режима их работы, проведение других изменений производственной деятельности, а также условий труда в соответствии с законодательством о труде; принудительное отчуждение имущества, находящегося в частной или коммунальной собственности, изъятие имущества государственных предприятий, государственных хозяйственных объединений для нужд государства в условиях правового режима военного положения в установленном законом порядке с выдачей об этом соответствующих документов.

Ст. 23 закона устанавливает, что принудительное отчуждение имущества, находящегося в частной или коммунальной собственности, в условиях правового режима военного положения, если не было осуществлено предварительное полное возмещение стоимости такого имущества, влечет за собой последующее полное возмещение его стоимости в порядке. Если имущество, которое было принудительно отчуждено у юридических и физических лиц, после отмены правового режима военного положения сохранилось, бывший собственник или уполномоченное им лицо вправе требовать в судебном порядке возврата такого имущества на условиях, определенных законом. Бывший владелец имущества, принудительно отчужденного в связи с введением и осуществлением мер правового режима военного положения, может требовать взамен предоставления ему другого имущества, если это возможно.

2.      Порядок въезда в Крым и выезда из Крыма

В соответствии с Законом Украины «О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины» и Законом Украины «Об обеспечения прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины» Кабинет Министров Украины принял Постановление от 04.06.2015 г. №367, которым был утвержден Порядок въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда с нее. Следует отметить, что действие отмеченного Порядка распространяется только на въезд в свободную экономическую зону «Крым» и выезд из нее.

Въезд в Крым и выезд из Крыма допускается лишь через контрольные пункты на административной границе свободной экономической зоны «Крым», в которых осуществляется пограничный и таможенный виды контроля. Согласно утвержденному Порядку, на указанной границе действуют такие контрольные пункты – для автомобильного сообщения – «Каланчак», «Чаплинка», «Чонгар», для железнодорожного сообщения – «Херсон», «Мелитополь», «Вадим» и «Новоалексеевка».

Порядок проведения всех видов контроля в контрольных пунктах осуществляется на основании технологической схемы, которая утверждается отдельно для каждого пункта руководителем органа охраны государственной границы, в зоне ответственности которого находится соответствующий пункт.

Следует отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 10 Законом Украины «Об обеспечения прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины» въезд иностранцев и лиц без гражданства на временно оккупированную территорию и выезд из нее допускаются только по специальному разрешению.

Утверждённый Порядок предусматривает, что специальное разрешение выдается в следующих случаях:

  • проживание на временно оккупированной территории Украины близких родственников или членов семьи иностранца или лица без гражданства, что подтверждается документами, выданными уполномоченными государственными органами Украины;
  • расположение на временно оккупированной территории Украины места захоронения близких родственников или членов семьи, что подтверждается соответствующими документами;
  • смерти близких родственников или членов семьи, проживающих на временно оккупированной территории Украины, что подтверждается соответствующими документами;
  • наличие права собственности на объекты недвижимости, расположенные на временно оккупированной территории Украины;
  • необходимость участия в обеспечении защиты национальных интересов Украины с целью мирного урегулирования конфликта, освобождения территории Украины от оккупации или по вопросам гуманитарной политики (исключительно по ходатайству или согласованию с Министерством иностранных дел Украины);
  • необходимость осуществления дипломатических и консульских функций, в частности в рамках деятельности международных организаций, членом которых является Украина (исключительно по ходатайству или согласованию с Министерством иностранных дел Украины);
  • осуществление регулярных поездок на временно оккупированную территорию Украины, связанных с трудовой деятельностью работников железных дорог.

Таким образом, въезд или выезд в Крым или из Крыма вне перечисленных выше контрольных пунктов пропуска является нарушением режима временно оккупированной территории согласно украинскому законодательству, равно как и въезд/выезд иностранца без специального разрешения (например, в составе экипажа морского или воздушного судна). Это означает, что, в частности, любое морское или воздушное судно, пересекающее границу Крыма, будет являться нарушителем режима временно оккупированной территории, так же как и любой иностранный гражданин-член экипажа такого судна, так как только деятельность иностранного работника железных дорог является основанием для получения иностранцем специального разрешения. О рисках нарушения режима временно оккупированной территории неоднократно отмечалось в наших предыдущих информационных материалах.

3.      Изменение условий ведения экономической деятельности на оккупированных территориях

03.06.2015 г. в Верховной Раде Украины был зарегистрирован проект Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины (относительно усиления контроля перемещения лиц и грузов (товаров) через временно оккупированную территорию)». Законопроект, в частности, предлагает включить в понятие оккупированной территории сухопутную территорию отдельных районов, городов, поселков и сел Донецкой и Луганской областей, которые определяются решением Верховной Рады Украины. Необходимо напомнить, что в соответствии с Постановлением Верховной Рады Украины от 17.03.2015 г. №254-VIII временно оккупированными территориями были признаны отдельные районы, города, поселки и села Донецкой и Луганской областей, в которых в соответствии с Законом Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» вводится особый порядок местного самоуправления, до момента вывода всех незаконных вооруженных формирований, российских оккупационных войск их военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины и восстановления полного контроля Украины над государственной границей Украины.

Законопроект также предусматривает изменения в порядок въезда на временно оккупированную территорию и порядок выезда с нее. В соответствии с предложенными изменениями въезд граждан, иностранных лиц и лиц без гражданства на временно оккупированную территорию и выезд с нее будет допускаться лишь на основании специальных разрешений через контрольные пункты. То есть, даже граждане Украины будут обязаны получать специальные разрешения для пересечения административных границ с временно оккупированными территориями.

Важными изменениями также являются полный запрет на ввоз/вывоз грузов на временно оккупированную территорию или с нее (кроме гуманитарной помощи, которая ввозится под контролем международных организаций), а также отмена режима специальной экономической зоны в Крыму. По сути, принятие отмеченного законопроекта полностью заблокирует ведение экономической деятельности по поставкам товаров с оккупированными территориями.

4.      Выводы и рекомендации

В условиях риска усиления военной агрессии против Украины принятие Закона Украины «О правовом режиме военного положения» является актуальным шагом, поскольку позволит властям оперативно отреагировать на возникающие угрозы. В то же время не исключается, что районами, в которых будет введено военное положение в первую очередь, являются территории проведения антитеррористической операции и смежные с такими территориями районы. Компаниям, ведущим деятельность на этих территориях, следует принимать во внимание, что в случае введения военного положения возможно ограниченное вмешательство со стороны военного командования в их деятельность, а также принудительное отчуждение имущества в военных целях.

После формального урегулирования порядка пересечения административной границы с временно оккупированной территорией Крыма въезд в Крым или выезд с полуострова не через автомобильные или железнодорожные контрольные пункты является нарушением режима оккупированной территории, равно как и пересечение административной границы иностранцами или лицами без гражданства без специальных пропусков. Иностранные экипажи морских и воздушных судов, таким образом, являются нарушителями режима оккупированной территории при любом рейсе в Крым или из Крыма.

В случае принятия Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины (относительно усиления контроля перемещения лиц и грузов (товаров) через временно оккупированную территорию)» в нынешней редакции экономическая деятельность с временно оккупированными территориями (включая части Донецкой и Луганской областей, неподконтрольные Украине) будет заблокирована. В этой связи, компаниям, ведущим деятельность с предприятиями на оккупированных территориях, следует заранее предусмотреть в договорах с контрагентами исключительные нормы, которые позволят приостановить взаимное выполнение обязательств в случае законодательного запрета на товарооборот с оккупированными территориями.

Также следует отметить, что в случае отмены специальной экономической зоны в Крыму, будет отменен и режим свободной таможенной зоны на полуострове. Все товары, которые ввозились в Крым из иностранных стран транзитом, помещались в режим свободной таможенной зоны, однако фактически являлись товарами, выпущенными в свободный оборот без уплаты таможенных пошлин и налогов из-за особенностей законодательства, регулирующего порядок работы СЭЗ «Крым». Отмена СЭЗ «Крым» создает риск того, что органы фискальной службы будут требовать от поставщиков уплаты таможенных пошлин, сборов и НДС за выпуск в свободное обращение товаров в период действия СЭЗ «Крым».

    >>> ЗАГРУЗИТЬ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО (.pdf) <<<

* * *

Юристы межотраслевой рабочей группы «Оккупированные территории» компании Arzinger продолжают анализировать законодательство и искать оптимальные решения для клиентов, хозяйственная деятельность которых связана с Крымом, которые помогут им адаптироваться к новым условиям и максимально защитить свой бизнес.


В случае возникновения дополнительных вопросов, будем рады на них ответить.

С уважением и наилучшими пожеланиями,

Андрей Селютин

Советник, Руководитель южно-украинского филиала

Лана Синичкина,

Партнер