08.04.2015

Последние нововведения в сфере правового регулирования режима оккупированных территорий

В этом выпуске:

  • Юридический  статус отдельных районов Донецкой и Луганской областей
  • Налогообложение недвижимого имущества на временно оккупированных территориях
  • Ситуация в Крыму
  • Специальное приложение: особенности проведения миротворческой операции

1.                       Временно оккупированные территории

Верховной Радой Украины были признаны временно оккупированными территориями отдельные районы, города, поселки и села Донецкой и Луганской областей. На этих территориях в соответствии с Законом Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» устанавливается особый порядок местного самоуправления (о котором отмечалось в одном из прошлых информационных писем). Такой порядок действует до момента вывода всех незаконных вооруженных формирований и их военной техники, а также боевиков и наемников, с территории Украины и восстановления полного контроля Украины над государственной границей Украины.

Напомним, что сам по себе Закон Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» не содержит каких-либо существенных экономических новаций. Тем не менее, указанный закон предоставляет широкие автономные полномочия (в т.ч. право вступления в договорные отношения с административно-территориальными единицами РФ) органам местного самоуправления, территориальным общинам. В результате, правовой порядок на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей может оказаться достаточно непредсказуемыми и отличаться от правопорядка и заданного направления реформирования на остальной территории Украины, на что уже обращалось внимание ранее.

К временно оккупированным территориям  относятся районы или их части, города, поселки и села, которые находятся на территориях, расположенных между государственной границей Украины и Российской Федерацией, урезом воды Азовского моря и линией, которая определена приложением к постановлению (всего более 20-ти населенных пунктов).

2.                       Налогообложение недвижимости на временно оккупированных территориях Украины

Государственная фискальная служба разъяснила о том, как будет осуществляться налогообложение недвижимости отличной от земельного участка на временно оккупированных территориях, а также в зоне проведения антитеррористической операции.

Поскольку украинские органы государственной власти и местного самоуправления не имеют возможности выполнять функции на данных территориях, уплата налога на недвижимое имущество, который уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения, объективно не представляется возможной. Тем не менее, позиция фискальной службы заключается в том, что владельцы недвижимого имущества на временно оккупированных территориях не освобождаются от уплаты такого налога.

Согласно Разъяснению Государственная фискальная служба Украины «Налогообложение недвижимости на временно оккупированной территории Украины и территории проведения антитеррористической операции» от 18.03.2015 г. предлагается уплачивать налог на недвижимость в местный бюджет по месту нахождения налогоплательщика. Налоговые декларации также предлагается подавать в контролирующие органы Государственной фискальной службы Украины по месту нахождения налогоплательщика.

3.                      Ситуация в Крыму

Власти Крыма выступили с заявлением о том, что жители полуострова имеют право не возвращать кредиты в банки Украины. Также было упомянуто о том, что эти долги будут выплачены только тогда, когда между Украиной и Россией будут достигнуты соответствующие договоренности. Тем не менее, данное заявление не имеет никакого документального подтверждения. Следовательно, юридических оснований для невозврата денежных средств по кредитным соглашениям с украинскими банками у крымских заемщиков нет ни согласно украинскому, ни согласно российскому законодательству.

24 марта 2015 г. Печерский районный суд города Киева арестовал судно «KANTON» под флагом Тувалу из-за незаконного пребывания в порту Севастополя. Нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию (Крым) по законодательству Украины является преступлением, за которое предусмотрена, в том числе, конфискация транспортных средств, которые стали предметом нарушения. Единственный законный способ въезда на временно оккупированную территорию Украины – это пересечение административной границы между Украиной и Крымом в специальных контрольных пунктах на сухопутном участке границы. Соответственно, заход любого судна в порты Крыма будет считаться нарушением порядка въезда на временно оккупированную территорию, за которое судно подлежит конфискации. Судно «KANTON» было арестовано в рамках уголовного производства, поэтому нормы законодательства (в т.ч. международных конвенций) об арестах для обеспечения морских требований на этот случай не распространяются. В случае, если вина капитана будет доказана, судно будет подлежать конфискации.

4.      Выводы и рекомендации

Несмотря на признание отдельных районов, городов, поселков и сел Донецкой и Луганской областей оккупированными территориями и действием Закона Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» де-факто суверенитет Украины не действует на территории проведения антитеррористической операции, занятой незаконными вооруженными формированиями (равно как и в Крыму). Соответственно, бизнес, который не произвел эвакуации на подконтрольные Украине территории, может столкнуться с условиями, когда меры правовой защиты, предусмотренные украинским законодательством, не действуют. В этом плане последние законодательные нововведения не защищают украинский бизнес, оставшийся на оккупированных территориях, от существующих рисков.

Несмотря на то, что уплата налога на недвижимость за объекты, которые находятся на временно оккупированных территориях (включая отдельные районы Донецкой и Луганской областей), объективно не представляется возможной, Государственная фискальная служба Украины предлагает уплачивать такой налог по месту фактического нахождения налогоплательщиков. Хотя данная инициатива не отражена в действующем налоговом законодательстве, налогоплательщики могут на практике столкнуться с ситуацией, когда фискальные органы будут требовать уплаты отмеченного налога по месту фактического нахождения. Не исключается, что позже такая инициатива будет закреплена и на соответствующем законодательном уровне.

Арест судна «KANTON» за заход в закрытый украинский порт в Крыму является подтверждением того, что Управление по вопросам представления интересов гражданина или государства в суде, противодействию преступности и коррупции на временно оккупированной территории полуострова Крым Генеральной прокуратуры Украины осуществляет деятельность по мониторингу незаконных заходов в порты Крыма и намерено пресекать такую деятельность. С учетом того, что за нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию предусматривается, в том числе, и конфискация транспортных средств, судовладельцы, которые осуществляют рейсы, как в Крым, так и в порты материковой Украины, несут серьезные риски того, что их суда будут задержаны и конфискованы.

СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МИРОТВОРЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ

17 марта 2015 г. Верховная Рада Украины приняла обращение к Совету Безопасности ООН и Совету ЕС по поводу введения в Украину миротворческих сил под эгидой международных организаций. Данный документ в парламенте был зарегистрирован президентом Украины Петром Порошенко. Миротворческую операцию предлагается развернуть для того, чтобы создать условия для урегулирования ситуации на Востоке Украины. Кроме того, в документе говорится о том, что миротворческая миссия будет способствовать выполнению Минских соглашений, о которых сообщалось ранее.

Проведение миротворческих операций под эгидой ООН

Миротворческими силами ООН считается вооруженный континент стран-членов ООН, который вводится в зону вооруженного конфликта с целью ликвидации угрозы миру и безопасности.  Миротворцы вводятся тогда, когда меры политического либо экономического характера, предпринятые для урегулирования конфликта, оказались неэффективными. Инициатором миротворческих операций является Совет безопасности ООН. Миротворцы создают буферную зону между враждующими сторонами, при этом есть два типа операций: вооруженная и наблюдательского характера. Для принятия решения о развертывании миротворческой миссии по уставу ООН необходимо согласие всех пяти постоянных членов Совбеза ООН (США, Франция, Великобритания, Китай, РФ). Принимая внимание позицию РФ по конфликту на Востоке Украины, представляется маловероятным проведение миротворческой операции под эгидой ООН в Украине. 

В свою очередь, официальные власти Украины заявляют о необходимости развертывания полицейской миссии на неподконтрольных территориях. Полицейские миссии осуществляются, как правило, после проведения странами операций по урегулированию кризиса или одновременно с ними. Их цель оказать помощь местному правительству в стабилизации обстановки внутри государства путем формирования и подготовки дееспособных органов охраны правопорядка. Этот вид операций на данном этапе развития событий в Украине не будет эффективным. Полицейская миссия не является достаточно сильной для того,  чтобы обеспечивать соблюдение режима прекращения огня.

Основные полномочия миротворцев и режим миротворческой операции

Трансформация международных процессов привела к изменению подходов к проведению миротворческих операций. Сегодня основной целью таких операций является преодоления последствий вооруженного конфликта, путем совмещения военных, полицейских и гражданских мер с целью имплементации инициатив по поддержанию мира, которые закреплены в соответствующем мирном соглашении. Однако некоторые операции предполагают сопровождение процесса передачи власти официальным государственным и муниципальным органам страны и без формального мирного соглашения.

При проведении традиционной миротворческой операции участники операции, в зависимости от мандата, наделены полномочиями осуществлять наблюдение и мониторинг для обеспечения режима прекращения огня, используя блок-посты, патрули, наблюдательные полеты и иные технические средства. Для населения, которое находится в зоне проведения миротворческой операции, это может означать определенные ограничения при передвижении. В частности, не исключается досмотр транспортных средств и личных вещей для выявления оружия, боеприпасов и иных запрещенных средств. Занятие зданий и сооружений для размещения техники и личного состава миссии также является вероятным.

В последнее время, как уже отмечалось, миротворческие операции носят комплексный и системный характер, поэтому нередко миротворцы подключаются к охране транспортной и социальной инфраструктуры, а также к обеспечению свободного движения товаров и людей во избежание гуманитарной катастрофы. Таким образом, не исключается, что в случае проведения миротворческой операции на Востоке Украины, порядок пересечения линии разграничения с территорией, которая контролируется незаконными вооруженными формированиями, будет изменен в соответствии с требованиями ООН, при этом контроль перемещения товаров и транспортных средств будет осуществляться непосредственно участниками миротворческой операции.

Наконец, на территориях, где местная власть способна выполнять функции по охране правопорядка, миротворческие силы могут использоваться для усиления местных органов правопорядка. В этом случае миротворцы будут пользоваться полномочиями правоохранительных органов в вопросах, которые касаются поддержания правопорядка и пресечения преступлений. Однако на практике миротворцы не выполняют регулирующих и контрольных функций, а также не ведут следственные действия.

Возмещение вреда, нанесенного в связи с проведением миротворческой операции

С момента создания ООН эта организация пользуется иммунитетом относительно ответственности в связи с ущербом, причиненным должностными лицами организации. В значительной степени иммунитет распространяется и на миротворцев, действующих под эгидой ООН. Опыт проведения миротворческих миссий в других странах показывает, что основными причинами причинения ущерба населению и его имуществу в зонах проведения операций являются ДТП с участием транспорта ООН, последствия боевых действий с участием миротворцев, неосторожность или халатность, повлекшие причинение ущерба. Отдельно стоит отметить, что гражданская ответственность должностных лиц ООН, как правило, страхуется.

Разрешение споров с участием ООН (в том числе при проведении миротворческих операций) должно осуществляться с применением положений ст. VIII Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, принятой Резолюцией 22 A Генеральной Ассамблеи ООН от 13.02.1946 г. В соответствии с этой нормой ООН должна установить положение для соответствующих способов разрешения споров, возникающих в связи с контрактами, или других споров по вопросам частного права, в которых Объединенные Нации являются стороной. Существующие механизмы разрешения споров, где стороной является ООН, предполагают, что такие споры должны в первую очередь разрешаться в неформальном порядке путем переговоров.

В ответ на рост числа исков к ООН, в связи с ростом количества миротворческих операций, проводимых под эгидой ООН, была принята Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 52/247 от 17.07.1998 г. «Ответственность перед третьими лицами: временные и финансовые ограничения». Данная резолюция устанавливает принципы и ограничения, которые применяются при рассмотрении вопросов о возмещении ущерба, причиненного действиями миротворцев, действующих согласно мандату ООН.

Так, ООН не несет ответственности за ущерб, причиненный в результате оперативной необходимости. Срок предъявления иска о возмещении убытков, связанных с проведением миротворческой операции, ограничен шестью месяцами с момента причинения убытков или с момента, когда истцу должно было стать известно о таком ущербе. Но в любом случае иск не может быть предъявлен позднее чем через год с момента истечения действия мандата на проведение операции. При этом возмещению подлежат лишь материальные убытки (расходы на медицинское обслуживание и реабилитацию, утраченный доход, утраченная финансовая поддержка, транспортные расходы, судебные издержки, расходы на похороны). Стоит также учитывать, что материальная ответственность ООН ограничена 50 тысячами долларов США.

Во многих случаях ООН перекладывает ответственность за ущерб, нанесенный частному имуществу в ходе проведения миротворческой операции, на страну, по приглашению которой была развернута операция. Следует также принять во внимание, что на практике в большинстве случаев ООН заявляет иммунитет при рассмотрении исков, связанных с возмещением ущерба. В частности, в деле по иску организации «Матери Сребреницы» к Нидерландам и ООН, женщины, чьи родные и близкие стали жертвами геноцида со стороны сербских боевиков, обвинили голландских миротворцев, которые действовали в составе миротворческой миссии ООН, в бездействии, повлекшем смерть мирных жителей. Верховный суд Нидерландов признал иммунитет ООН, а последующий иск «Матерей Сребреницы» в Европейский суд по правам человека был отклонен.

* * *

Если обращение Украины к Совету Безопасности ООН будет удовлетворено и будет принято решение о проведении миротворческой операции на территории Украины, то на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей может быть развернута миротворческая миссия под эгидой ООН с привлечением вооруженных сил стран-участниц ООН. Мандат миротворцев будет утвержден Совбезом ООН, однако по опыту миротворческих операций в иных странах можно предположить, что кроме функций обеспечения режима прекращения огня, миротворческие силы ООН будут выполнять функции по поддержанию правопорядка, наблюдению, обеспечению бесперебойных поставок товаров и охране инфраструктуры. Следовательно, не исключено, что жители территорий, где будет проводиться миротворческая операции, могут столкнуться с ограничениями свободы их передвижения, а также с использованием их личного имущества для целей проведения операции. В таких условиях, риск причинения ущерба имуществу возрастает, а в случае возникновения острой фазы вооруженного конфликта, возрастает и риск причинения вреда жизни и здоровью мирных жителей.

В целом международное право допускает ответственность ООН за ущерб, причиненный людям и имуществу в ходе проведения миротворческой операции. Однако процедура возмещения содержит множество оговорок и исключений, кроме того ООН склонна заявлять иммунитет в большинстве дел, где рассматривается ответственность лиц, действующих согласно ее мандату, за причиненный в ходе миротворческой операции ущерб. Тем не менее, не исключено, что часть ответственности за такой ущерб может быть перенесена на Украину, как на сторону, по приглашению которой была развернута миротворческая миссия.

    >>> ЗАГРУЗИТЬ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО (.pdf) <<<

* * *

Юристы межотраслевой рабочей группы «Оккупированные территории» компании Arzinger продолжают анализировать законодательство и искать оптимальные решения для клиентов, хозяйственная деятельность которых связана с Крымом, которые помогут им адаптироваться к новым условиям и максимально защитить свой бизнес.

В случае возникновения дополнительных вопросов, будем рады на них ответить.

 

С уважением и наилучшими пожеланиями,

Андрей Селютин

Советник, Руководитель южно-украинского филиала

Лана Синичкина

Партнер